Биографии и истории жителей
Биографии #музыкант 52/3

Кутепова Нина Сергеевна

Нину Кутепову, коренную петербурженку, дворянку, выпускницу Смольного института благородных девиц и питерской консерватории, революцией занесло в Екатеринбург. Большую семью разбросало по стране, к счастью, все остались живы. Молоденькая Нина, попав в уральскую столицу, думала, что задержится здесь не долго. Но оказалось, на всю жизнь.

Она, судя по письмам, никогда об этом не жалела. В Свердловске Нина Сергеевна обрела известность блистательной пианистки, тонкого знатока музыки, прекрасного педагога. Музыкальная жизнь здесь била ключом. В 1926 году в Свердловский оперный театр, слывший одним из лучших в стране, приехал работать Сергей Лемешев.

Лишь за один сезон с большим успехом он спел здесь 12 партий. Поначалу были трудности с аккомпаниаторами. Но после знакомства с пианисткой Ниной Кутеповой все изменилось.

Один-единственный театральный сезон пианистка и певец работали рядом. Вскоре Лемешев распрощался со Свердловском, уехал с гастролями в Харбин, потом в Тбилиси, а затем надолго стал и «пленником», и украшением Большого театра. Но Нину Кутепову он не забыл. На десятилетия растянулась дружба и переписка. «Все как сейчас перед глазами, — в одном из писем к Нине Сергеевне, датированном 70-ми годами, признается Сергей Яковлевич. — Мы с вами начали заниматься три раза в неделю…».

Позже Кутепова опубликовала в журнале «Урал» драгоценные воспоминания о работе с Лемешевым над партиями Альфреда и Герцога, о его первых ролях на профессиональной оперной сцене: «Поражала его какая-то исключительная актерская хватка, высокая музыкальность, целеустремленная собранность во время уроков, предельное внимание. Помимо наших занятий, он много делал и самостоятельно, у себя дома, всегда приходил с точным знанием текста и с новыми идеями и замыслами». Весьма примечателен разговор, который состоялся у нее с Сергеем накануне его первого выхода на сцену в роли графа Альмавивы. Молодой артист признался ей, что он никогда не видел настоящего графа и не знает, как тот должен себя вести, какие у него манеры. Упомянул, что никакой работы с режиссером над ролью не было. «Буду следовать заветам Станиславского: меньше неоправданных жестов, наигрыша, каждое движение должно быть естественным«…После спектакля, когда мы с мужем заглянули к нему- поздравить, сказал: «Знаете, лишь я надел костюм Альмавивы, то как-то интуитивно почувствовал, осознал, как надо себя вести. Костюм помог мне, нацелил…» Вот так уроженец тверской деревни, в недавнем прошлом полуголодный студент консерватории, самостоятельно, интуицией гениального артиста, перевоплощался в, казалось бы, далекий от него образ аристократа.

Сама же Нина Сергеевна продолжила жить и работать в Свердловске. В прихожей ее квартиры возвышались две горки тапочек: «Это — для басов и баритонов, — говорила она непосвященным и указывала на стопку тапочек больших размеров. — А это для теноров», — и взгляд переводила к другой стопке, с тапками поменьше. За свою жизнь она выпестовала десятки певцов, аккомпанировала Петрусенко, Козловскому, Руслановой.

Воспоминания о Нине Сергеевны Галины Павловны Козловой, которая сегодня живет в ее квартире (интервью Анастасии Токманцевой):
«…здесь в квартире [в которой сейчас Галина Павловна живет — 144 квартира] раньше жила первая пианистка Свердловска Кутепова Нина Сергеевна. Когда мне эту квартиру отдали, мне письма приходили для нее».

«Она худющая-худющая была. Утром ходила покушать в институт в столовую, институт Теплопроекта. Она там первое, второе брала. Один раз выходит и говорит: «Галочка, милочка, скажи на улице сильный ветер?». «Да, Нина Сергеевна, вообще дует», — говорю. А она говорит: «Ну, значит все, гулянье отменяется, сдует меня».Нины Сергеевны Кутеповой не стало в 1980 году.
Анна Сивкова «Дым Отечества», 25 мая 2002 г.